Формирование стоимости компаний на рынке капитала: миро-вые тенденции и отечественные реалии
DOI:
https://doi.org/10.52957/22213260_2021_6_60Ключевые слова:
концепция стоимостного управления, теория заинтересованных сторон, капитализация, факторы роста стоимости, проблемы роста стоимости и капитализации отечественных компанийАннотация
В статье исследован процесс становления и развития концепции стоимостного управ-ления компаниями, в котором автором выделены и охарактеризованы четыре этапа: от ин-теграции агентской теории фирмы с концепциями и практиками финансового менеджмента с доминированием интересов акционеров до ее современного образа, когда в условиях раз-вития сетевого характера организации бизнеса и использования положений теории заинте-ресованных сторон пришло понимание, что условием максимизации стоимости бизнеса и наиболее полного обеспечения благосостояния собственников организации становится удо-влетворение законных потребностей других участников бизнеса. Показано, что в качестве факторов роста стоимости следует рассматривать рентабельность операционной деятельности, активное инвестирование и обеспечение долгосрочного роста доходов компаний при ограничении финансовых рисков. Использование концептуальных положений и управленческих практик стоимостного управления позволяет передовым компаниям привлекать капитал и обеспечивать экономический рост, а индикатором успеха становится уровень капитализации. Вместе с этим отмечается невысокая капитализация национального фондового рынка и отдельных компаний. Исследована выборка, включившая 10 отечественных компаний, среди которых присутствуют крупнейшие представители нефтяного и газового сектора. Отмечается низкая рентабельность деятельности и высокая долговая нагрузка, что вызывает падение стоимости. Сделан вывод об отставании российских управленческих практик от мировых тенденций, что не позволяет обеспечивать динамичное экономическое развитие
Библиографические ссылки
J. Mahoney, C.C. Asher, J. Mahoney. Towards a Property Rights Foundation for a Stakeholder Theory of the Firm: Working Paper // Academy of Management Business Policy Strategy Division Symposium. 2004. 41 p.
R.K. Ritchell, B. R. Agle. Wood D.J. Toward a theory of stakeholder identification and salience: defining the principle of who and what really counts // Academy of Management Review. 1997. Vol. 22. № 4. P. 853-886.
R.E. Freeman. Managing For Stakeholders. Darden School of Business: Darden Business Pub-lishing. 2007. 22 p.
https://www.profinance.ru/news/2020/12/08/c09s-kapitalizatsiya-mirovogo-rynka-aktsij-prevysila-100-trln.html (дата последнего обращения май 2021 г.).
Дамодаран А. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов. М.:Альпина Бизнес Букс, 2005, 998 с.
J.E.Post, L.E. Preston, S. Sachs. Redefining the Corporation: Stakeholder Management and Or-ganizational Wealth. Stanford University Press, 2002. 320 p.
T. Donaldson. The Stakeholder Theory of the Corporation: Concepts, Evidence and Implica-tions / T. Donaldson, L.E. Preston. // Academy of Management Review, Vol.20. – 1995. P. 65 – 91.
R.E Freeman. Strategic Management: A Stakeholder Approach / R.E. Freeman. Boston: Pitman, 1984. – 116 p.
J.E. Post, L.E. Preston, S. Sashs. Redefining the Corporation: Stake-holder Management and Organizational Wealth. Standford, 2002.
R.E Freeman. The Politics of Stakeholder Theory. Some Future Direc-tions // Business Ethics Quarterly. – 1994. – №4. P. 409 – 421.
Jensen M.C. Value Maximization, Stakeholder Theory, and the Corporate Objective Function // Journal of Applied Corporate Finance. 2001. Vol. 14. № 3. P. 8-21.
Figge, F. What Is Stakeholder Value? Developing a Catchphrase into Benchmarking Tool / F. Figge, S. Schaltegger // Luneburg Universitat. – 2000. – 54 p.
F. Bridoux, J. Stoelhorst. Microfoundations for stakeholder theory: Managing stakeholders with heterogeneous motives. Strategic Management Journal, 35: 107–125 (2014).
C.Tantalo, R.L. Priem, Value creation through stakeholder synergy. Strategic Management Journal, 37: 314–329 (2016).
R. K. Mitchell, G. R. Weaver, B. R. Agle, A. D. Bailey, J. Carlson. Stakeholder agency and social welfare: Pluralism and decision making in the multi-objective corporation. Academy of Management Review, 41(2): 252–275 (2016)
M. R. Kramer, M. W. Pfitzer. The ecosystem of shared value. Harvard Business Review, 94(10): 80–89 (2016).
https://raex-a.ru/rankings/ESG_raitings_RUS_companies/2021(дата последнего обращения май 2021 г.).
https://www.msci.com/our-solutions/esg-investing/esg-ratings/esg-ratings-corporate-search-tool (дата последнего обращения май 2021 г.).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Елена Григорьевна Патрушева

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.