ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИЛИ УЧЕНЫЙ: КАК ПРИВЛЕЧЬ МОЛОДЕЖЬ В НАУКУ?

Авторы

  • Надежда Леонидовна Виноградова Волгоградский государственный технический университет
  • Сергей Константинович Волков Волгоградский государственный технический университет
  • Елена Юрьевна Леонтьева Волгоградский государственный технический университет

Ключевые слова:

подготовка кадров, региональный ВУЗ, социальный статус преподавателя, преподаватель-методист, многозадачность, престиж ученого

Аннотация

В статье ставится проблема подготовки молодых научных кадров в региональных ВУЗах, в контексте рассмотрения которой выделяются факторы, влияющие на заинтересованность и мотивацию молодых людей выбирать научную деятельность в качестве профессиональной. По мнению авторов, одним из таких факторов является личность наставника, преподавателя, руководителя и его личный пример, для студентов. Представлен анализ ситуации, в которой вынуждены работать современные преподаватели, изменившийся статус, престиж и мотивы их деятельности, не способствующие эффективному привлечению молодежи в науку. Деятельность преподавателя рассмотрена как противоречивое совмещение двух ипостасей: роли ученого и методиста. Это предполагает, во-первых, постоянно демонстрировать соответствующие научные достижения: публикационную активность в ведущих журналах, причем как отечественных, так и зарубежных - непременно входящих в первый-второй квартиль; получать грантовую поддержку своих разработок, ну и как следствие – монетизировать результаты своего научного творчества. При этом с необходимостью надо интересно и профессионально читать лекции, разрабатывать он-лайн курсы, быть знатоком интерактивных форм обучения. Авторский тезис о том, что преподаватель ВУЗа находится в ситуации «многозадачности», являясь «многостаночником», подкрепляется социологическим опросом. Авторы обращают внимание на возрастной, гендерный состав преподавателей, акцентируя внимание на той функциональной роли – ученый или преподаватель, которую они выполняют или хотели бы выполнять. Итогом статьи становится ряд выводов и предложений относительно переустройства системы подготовки молодых ученых в региональных вузах.

Библиографические ссылки

Никулина И.Е. Эффективный контракт в вузе как драйвер повышения качества труда научно-педагогических работников // Высшее образование в России. 2018. №5 (27). С. 9-19.

Фролов Д.П.Российская система университетского образования: вопросы институциональной эффективности // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 11 (434). С. 96.

Гуцу Е.Г., Чилипенок Ю.Ю. Модель внутрикафедрального управления мотивацией преподавателей ВУЗа // Высшее образование в России. 2018. №12 (27). С. 69-78.

Пугач В.Ф. Возраст преподавателей в Российских ВУЗах: в чем проблема? // Высшее образование в России 2017. № 1 (208). С. 47-55;

Роботова А.С. Оптимистический смысл деятельности преподавателя высшей школы // Высшее образование в России. 2018. № 2 (220). С. 66-77.

Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г. Психология науки. Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 312 с. С. 172-173

Мижериков А.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2002. 268 с.

Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб.: Издательский дом «Мiръ», 2009. С.249 – 295.

Кун Т. Структура научных революций. С вводной статьей и дополнениями. 1969г. М.: Прогресс, 1977. С.59.

Шкловский В. Б. Искусство как прием. О Теории прозы. М.: Круг, 1925. С. 7-20.

Бахтин М.М. Формальный метод в литературоведении: критическое введение в социологическую поэтику. М.: Лабиринт, 2003. 192 с.

Vinogradova, N.L., Leontyeva, E.Y. Rational and Non-Rational Reasons for Gender Representaition //World Applied Sciences Journal. – 2014. № 31 (3), pp. 298-301.

Черных С.И. Социальные лифты в образовании: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2018. №6 (27). С. 88-95.

Безгодов Д.Н., Вологин Е.А., Шилова С.В. Философия как базовая дисциплина для технических направлений бакалавриата и специалитета // Высшее образование в России. 2018. № 3(27). С. 135-143.

Загрузки

Опубликован

2021-04-11

Как цитировать

Виноградова , Н. Л., Волков , С. К., & Леонтьева, Е. Ю. (2021). ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИЛИ УЧЕНЫЙ: КАК ПРИВЛЕЧЬ МОЛОДЕЖЬ В НАУКУ?. Теоретическая экономика, 75(3), 71–82. извлечено от http://www.theoreticaleconomy.ru/index.php/tor/article/view/36

Выпуск

Раздел

НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ: ТЕОРЕТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ